воскресенье, 16 июня 2013 г.

Рефлексия в Модуле 6

Кто не любит учеников, которые учатся с интересом, стремятся к новым знаниям и понимают, что образование нужно, прежде всего, им самим? Ключевая тема очередного модуля нашего курса – развитие самостоятельности и мотивации каждого учащегося. 

В ходе работы над модулем слушателем нужно было:
* обменяться  примерами ученических работ и инструментов оценивания;
* изучить вопросы дифференцированного подхода к обучению учащихся;
* создать средства оценивания для развития самостоятельности учащихся;
* разработать дидактические материалы для поддержки обучения;
* скорректировать визитки проектов;
* обсудить проблемы и трудности дифференцированного обучения;

Из всех заданий модуля самым интересным, на мой взгляд, является соотнесение работ от имени детей с критериями их оценивания. В предыдущем модуле мы брали на себя роль ученика и создали пример ученической работы, а затем, в привычной роли учителя, создали оценивающий инструмент для этого примера. Во время работы в парах в начале шестого модуля слушателям предлагалось обменяться с коллегами примерами ученических работ и инструментами оценивания, созданными в предыдущих двух модулях. Отзывы, которые получили педагоги друг от друга, позволили еще раз скорректировать созданные материалы и средства их оценивания.

Не менее важным является и создание материалов, направленных на развитие навыков самостоятельной работы учащихся. Такие дидактические материалы могут помочь учащимся сделать выбор относительно содержания, процесса и результатов своей деятельности. Эти материалы также могут помочь школьникам принимать решения, которые улучшат их навыки, позволят использовать свои таланты и интересы. Эффективные дидактические материалы обеспечивают разнообразие уровней структуры и содержания, что помогает учитывать разнообразные потребности учащихся. 

Дорогие коллеги!
Наверное, в процессе работы над материалами шестого модуля вы не раз задавали себе вопросы, над которыми я прошу вас поразмышлять в блоге:

- Как я могу помочь своим ученикам стать самостоятельными?

- Как я могу учесть и поддержать разные образовательные потребности своих учеников? 

Жду ваших ответов!

9 комментариев:

  1. Развивать самостоятельность очень важно. И проектная деятельность для этого очень полезна. Группа работает над проектом в своем собственном ритме, дети сами распределяют обязанности, сами принимают решение при отборе материала, участвуют в само и взаимооценке. При правильной проектировке проекта детям будет легко проявлять самостоятельность - ведь все этапы работы они будут знать до начала работы непосредственно над конечным продуктом, но осознание самостоятельной работы и ответственности за нее придаст работе качественно новое значение.
    Но не все дети справятся с ролью лидера. Для части детей важна поддержка и возможность работать сообща - это так же отражается в проектной деятельности. Они смогут найти самовыражение в тех участках работы, которые им хорошо известны - например кто-то хороший художник и выполнит качественные иллюстрации, кто-то отберет материал для содержимого, кто-то оформит выступление и качественно представит проект на итоговой защите.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, вы отметили правильные особенности, которые присущи именно проектной деятельности - самостоятельность и самовыражение. Очень зорко, молодец!

      Удалить
  2. Я, как фасилитатор, должна направить ученика по своей индивидуальной траектории по которой он обязательно выйдет к своему личному успеху самостоятельно. Помочь стать самостоятельным поможет проектная методика,направленная на духовное и профессиональное становление личности, развитие умений 21 века. В учебном проекте каждый ученик работает самостоятельно ( в зависмости от своих умений и возможностей личностных)и от его самостоятельности зависит успех целой команды! Приведя свою команду к успеху, ученик реально оценивает свой самостоятельный вклад в общее дело. Чтобы это оценивание было успешным,необходимо обучить учащихся навыкам и способам совместной работы и обратной связи, мотивировать учащихся, повышая из интерес и самооценку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена! Отлично! "Направить ученика по своей индивидуальной траектории" к личному успеху - истинное призвание педагога, в этом действительно смысл такого непривычного для нас слова "фасилитатор" (ведущий, проводник). Цитирую из Википедии: "В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребёнку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста» (в этом значении термин был введён К. Роджерсом)".

      Удалить
  3. В 21 веке очень важно научить ребенка стать самостоятельным, уметь правильно выбирать важную информацию и верный путь решения проблемы. Я, как учитель 21 века, прежде всего, должна применять дифференцированный подход в обучении,создавать и апробировать инструменты оценивания, что поможет и мне и ученикам развивать одно из главных умении 21 века- быть самостоятельным.

    Проектная деятельность помогает увидеть вклад каждого участника группа лишь в том случаи, если учитель обучает и формирует навыки сотрудничества, способствует формированию навыков обратной связи, применяя дифференцированный подход. Если учитель учитывает индивидуальные особенности каждого, мотивирует учащихся к успешной деятельности, создает условия для творчества и самовыражения,то проект для каждого участника станет интересным и увлекательным исследованием не только с точки зрения открытия нового в предметной области, а также открытие нового в своей личности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ирина, выбор правильного пути решения проблемы - одно из самых важных качеств современного человека. Учитель должен умело организовать деятельность ребят, создать условия, чтобы все, что вы перечислили действительно могло эффективно развиваться.

      Удалить
  4. Сейчас самое главное для учителя – это научить ученика учиться, он должен самостоятельно добывать знания, самостоятельно оценивать имеющуюся и полученную информацию, постоянно оценивать свои достижения. Обучать этому нужно на каждом уроке, на любом предмете , только в системе можно достичь желаемого. Первого урока я стараюсь приучать детей к самостоятельности, разрабатывая карточки-инструкции, листы самоконтроля. Изучив данный модуль, нашла для себя ещё множество интересных инструментов для развития самостоятельности учащихся. Конечно, каждый ученик – индивидуален и не все с лёгкостью воспринимают самостоятельную работу, кому-то обязательно необходима помощь учителя, кому-то достаточно помощи одноклассника. Учитель должен выступать в роли наставника, сотрудника, только тогда можно прийти к положительным результатам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, согласна с вами, от менторской роли - к наставничеству и партнерству, это один из самых главных акцентов в образовании.

      Удалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить